
Все послевоенное время коммунистическая пропаганда убеждала советский народ, что СССР победил Гитлера самостоятельно, союзники помогали только тушенкой, а в войну вступили только под самый ее конец. Это всё была наглая, бессовестная ложь — без помощи, которую США и Великобритания оказывали Советскому Союзу, он бы не только не победил Гитлера, но и вообще бы исчез с карты мира. Можно даже не говорить о тысячах американских и английских танков, самолетов, автомобилей. Красная Армия не смогла бы воевать без американского пороха, авиационного керосина, автомобильного бензина, поставки которых по ленд-лизу превышали собственное производство в СССР. США во время войны обеспечивали работу железнодорожного транспорта в СССР — было поставлено больше двух тысяч паровозов, дизель-электровозов и почти половина железнодорожных рельсов, использованных на советских железных дорогах. В СССР из США прислали почти миллион километров полевого телефонного кабеля, сорок тысяч радиостанций, полсотни современных локаторов, что полностью обеспечило основные потребности Красной Армии. Практически вся авиационная промышленность СССР работала за счет поставок американского алюминия. Он же применялся и в изготовлении двигателей для танков Т-34. В годы войны из США и Великобритании были поставлены более сорока тысяч самых современных в то время металлообрабатывающих станков для военной промышленности. Более трех с половиной миллионов автомобильных покрышек. Поставки мясных консервов из США в два раза превышали советское производство. Американские и британские бомбежки промышленных объектов в Германии значительно затрудняли производство вооружения и горючего, ограничивая возможности вермахта. На борьбу против конвоев с поставками в СССР по ленд-лизу были брошены главные силы германского флота. Борьба против США и Великобритании заставляла Германию строить подводные лодки, отвлекая на это дефицитный металл, оборудование и квалифицированную рабочую силу. Я не говорю здесь даже о том, что Великобритания вступила в войну с Гитлером в то время, когда Сталин был фактическим его союзником. А США начали воевать с Японией в декабре 1941 года. Надо помнить и по достоинству оценивать помощь государств, которые во время войны были с русскими на одной стороне. Без этой помощи не было бы никакой Победы.
даже пуговицы у красноармейцев были американские

Рустем Адагамов
Фотографии в категории «Ленд-лиз»Во время войны по ленд-лизу союзниками в СССР было поставлено огромное количество военной техники и материалов, имевших большое значение для успешного для советских войск хода боевых действий. В этом разделе представлены фотографии, сделанные во время осуществления поставок по ленд-лизу, а также иным образом связанные с темой ленд-лиза.
http://waralbum.ru/category/stories/lend-lease/
По поводу "ленд-лиза, оплаченного золотом". Ибо, достало! (Урегулирование советского долга по ленд-лизу http://vakhnenko.livejournal.com/203718.html
ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США
Д. АЧЕСОНА ПОСЛУ СССР В США А.С. ПАНЮШКИНУ
ПО ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ
27 апреля 1951 г.
Ваше Превосходительство,
...Правительство Соединенных Штатов не требует оплаты за предметы «военного характера» (вооружение, боеприпасы и орудия войны, за исключением судов), которые могли оставаться в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны. Однако позиция Правительства Соединенных Штатов состоит в том, что условия любого урегулирования должны сохранять за Правительством Соединенных Штатов право, как это предусмотрено Статьей V Основного Соглашения по ленд-лизу, на возвращение Соединенным Штатам Советским Правительством таких предметов «военного характера» и должно содержать обязательство Советского Правительства, как это оговорено в Статье III Основного Соглашения по ленд-лизу, приобрести предварительное согласие Правительства Соедиенных Штатов, прежде чем передавать такие предметы третьей стороне. Позиция Правительства Соединенных Штатов в этом вопросе состоит в том, чтобы придерживаться урегулирований, уже достигнутых с другими странами — получателями ленд-лизовских товаров, имеющими Основные соглашения по ленд-лизу, аналогичные тому, которое заключено с Советским Правительством.
Правительство Соединенных Штатов также не требует оплаты за предметы «гражданского характера», которые были утрачены, разрушены или потреблены во время войны. Правительство Соединенных Штатов просит уплатить только за те предметы «гражданского типа», которые оставались в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, и предложило передать право на такие предметы при условии выплаты взаимно удовлетворительной суммы на условиях, согласованных между нашими двумя Правительствами. Эти предметы «гражданского типа» состоят из ленд-лизовских поставок, имеющих ценность мирного времени для советской экономики и остававшихся под контролем Советского Правительства на 2 сентября 1945 года либо полученных впоследствии Советским Правительством, за исключением судов, предметов «военного характера», о которых сказано выше, и некоторых ленд-лизовских предметов, право на владение которыми передано Советскому Правительству на основании Соглашений от 30 мая 1945 года и 15 октября 1945 года.
В целях обеспечения основы для определения справедливой ценности предметов «гражданского характера», остававшихся в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, Правительство Соединенных Штатов тщательно составило на основании своих собственных протоколов подробный предположительный инвентарный перечень таких предметов. Во время подготовки этого инвентарного перечня были сделаны самые щедрые скидки на военные потери. Стоимость этого инвентаря с учетом доставочных цен минус самые щедрые скидки на амортизацию составила общую сумму в 2 млрд 600 млн долларов. Правительство Соединенных Штатов, пытаясь установить взаимно удовлетворительную сумму, представляющую справедливую ценность этих предметов для советской экономики в мирное время, назвало вначале сумму в 1 млрд 300 млн долларов, подлежащую выплате тридцатью ежегодными взносами, начиная через пять лет после 1 июля 1946 года, с ежегодной процентной ставкой в 2%, подлежащей ежегодной выплате с 1 июля 1945 года. Впоследствии, прилагая дальнейшие усилия для ускорения доведения переговоров до взаимно удовлетворительного их завершения, Правительство Соединенных Штатов выразило готовность принять еще меньшую сумму, предложив сначала сумму в 1 млрд долларов, а позже — в 800 млн долларов. Более того, в интересах быстрого урегулирования Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало свою готовность на дальнейшее сокращение этой суммы при условии, что Советское Правительство, со своей стороны, увеличит свое нынешнее предложение до суммы, более близко отображающей ценность предметов для советской экономики мирного времени.
Советское Правительство заняло позицию, состоящую в том, что урегулирование ленд-лиза должно, во-первых, предусматривать вклад Советского Союза в дело победы над общим врагом и, во-вторых, должно соответствовать другим существующим урегулированиям по ленд-лизу. Советское правительство, однако, ссылается только на урегулирование с Правительством Великобритании.
В отношении первого принципа, выдвинутого Советским Правительством, Правительство Соединенных Штатов полагает, что оно полностью признало вклад Советского Союза в дело разгрома общего врага, полностью списав весь ленд-лизовский вклад Соединенных Штатов в военные усилия Советского Союза и прося уплаты только за те предметы «гражданского характера», которые оставались в Советском Союзе ко времени окончания войны. Следует заметить, что вся помощь по ленд-лизу, предоставленная Соединенными Штатами Советскому Союзу во время войны, составила приблизительно 10 млрд 800 млн долларов и представила собою обширный вклад мастерства, труда и ресурсов Соединенных Штатов в дело помощи народам Советского Союза в разгроме государств-агрессоров. Следует также заметить, что сумма компенсации, ныне предлагаемая Правительством Соединенных Штатов, составляет 800 млн долларов. Эти факты с очевидностью свидетельствуют о том, что Правительство Соединенных Штатов не просит оплаты за ленд-лизовскую помощь в военное время, составляющую сумму приблизительно в 10 млрд долл. Это означает, что Правительство Соединенных Штатов, со своей стороны, полностью признает общность интересов наших двух Правительств в достижении общей победы и полностью отдает должное той роли, которую играло Советское Правительство в этих условиях...
Вновь примите, Ваше Превосходительство, заверения в моем высочайшем к Вам уважении.
Дин АЧЕСОН
АВП РФ. Ф. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 125—131. Копия.